Виртуальная выставка к 100-летию писателя
Момент истины Владимира Богомолова
Для просмотра листайте страницу вниз

Владимир Осипович Богомолов


03.07.1924 - 30.12.2003



"Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся..."

"Это был человек невероятной чистоты. …Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову относился так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное – чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. "
( Андрей Смирнов, кинорежиссер)
Владимир Богомолов – самый таинственный и загадочный писатель в русской и советской литературе ХХ века.
Владимир Богомолов и при жизни был загадкой. Его жизненный стиль не вписывался в общепринятые понятия того времени.
Владимир Иосифович Войтинский родился 3 июля 1924 года в деревне Кирилловка Московской губернии. С фамилией своего отца он прошел всю войну, но в 1948 году взял фамилию матери Богомолец. В 1958 году он вошел в русскую литературу после публикации повести "Иван" под фамилией Богомолов.
Армия, война, офицерство — это десять лет моей жизни, за эти годы я побывал в семи частях и соединениях, в четырех стрелковых полках и в трех бригадах: воздушно-десантной, механизиро­ванной и горно-стрелковой

В. Богомолов
из книги «Сердца моего боль»
Направление Вл. Войтинского [Богомолова] старшим группы в распоряжение
начальника Артиллерийского Технического Училища в г. Ижевске, с факсимиле подписи.

Его военная биография -  в военном билете, который подтверждает все факты его жизни: июнь-октябрь 1941 года – курсант Воздушно-десантной школы; с ноября 1941-го по апрель 1942-го – командир отделения разведки 6-го гвардейского Воздушно-десантного полка; с апреля 1942-го по июль 1943 года – лечение после ранения в Бугульме. 12 января 1944 года вторично ранен.
После войны откомандирован сначала на Дальний Восток, затем на Украину – бороться с бандеровцами. Затем был арест, и более года он был под следствием, но сумел доказать свою невиновность и отделался только увольнением из армии.
А еще у Богомолова была феноменальная память: он помнил в деталях практически все события своей военной жизни и логика аргументов в свою защиту на следствии помогла ему выйти из тюрьмы.
"С Отечественной войной необходимо быть только на Вы…"
В. Богомолов

Первая повесть Богомолова – «Иван», сразу же принесла автору известность. Главный герой - простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и в свои 12 лет полностью отдать себя войне.
Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.
Каждую неделю маленький сын полка уходит за линию фронта, в тыл врага. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике, которые не могут добыть взрослые разведчики. А по ночам ему снится мир: мама, река, кони и телеги, полные яблок.
Повествование ведется от лица взрослого человека, и это придает особую тональность: события освещаются с точки зрения взрослого, тяжело переживающего свою вину перед подростком, вынужденным уходить на опасное задание. "…Третий год воюем, а в глаза смерти – как Иван – мы, может, и не заглядывали"


Работу над повестью "Зося" В. Богомолов завершил в 1963 году. Первая публикация состоялась в журнале "Знамя" в 1965 году. После опубликования повести и первых откликов, Богомолов сказал о том, что побудило его к её написанию: "Людям сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые и прежде всего между мужчиной и женщиной. Во имя этого написана "Зося". Рассказчик дорог мне не только своей нравственной чистотой, мечтательностью и лиризмом, но в первую очередь тем, что он воин, имеющий на личном боевом счету "больше убитых немцев, чем кто-либо в батальоне".
Эта повесть и о первой любви, и о нравственной чистоте, и о "красоте человечности", и о том, что в жизни "не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…".
Повесть из военного времени называют "стихотворением в прозе", "задушевной песней", "тончайшей новеллой о невысказанных чувствах". Критики были единодушны, отмечая чистоту и тонкость художественного письма, лирические интонации, особую музыкальность повествования.
В 1951 году у Владимира Богомолова появляется замысел написать военно-приключенческую книгу для юношества "Осенью сорок четвертого". Он начинает подготовительную работу, и к 1953 году определяет место действия повести: граница Беларуси и Литвы на левобережье Немана. После этого набрасывает сюжетную канву и меняет название произведения на "Позывные КОАД". Тогда же на страницах его дневников появляются фамилии будущих героев – Егоров, Блинов, Таманцев и Алехин.
Весной 1956 года Богомолов разрабатывает "основные положения, которым должен следовать и придерживаться, чтобы избежать наиболее частых штампов в детективной литературе". Особое внимание он уделяет фактологической точности произведения, с дотошностью картографа привязывается к месту действия романа.
Роман "В августе сорок четвертого" или "Момент истины", рассказывающий об операции смершевцев в Белоруссии, был опубликован в журнале «Новый мир» в 1975 году. И после этого переведен на многие языки народов мира. В созданном на фактическом материале романе повествуется о розыскниках советской военной контрразведки «СМЕРШ», обезвредивших во время Великой Отечественной войны группу профессионально подготовленных для ведения разведки, совершения диверсий и ликвидации военнослужащих Красной армии в тылу наших войск фашистских агентов. Сюжет, построенный на богатом фактическом материале, держит в напряжении до последней страницы…
Роман читали с жадностью: о войне Богомолов писал без пафоса и лакировки, с бескомпромиссной жесткостью очевидца. Кровь, грязь, пот, изнурительный труд – вот, что такое война в изображении Богомолова.


Эксперты, изучавшие роман отмечали: "Публикуемые в материале документы, за исключением элементов привязки (фамилии и воинские звания участников событий, время и места действия, порядковые номера соединений и частей), текстуально идентичны подлинным соответствующим документам".
А еще был профессиональный сленг контрразведчиков, никогда ранее не приводившийся в печати.
Роман «Момент истины» переиздавался более 130 раз и дважды был экранизирован.

1975 — «Момент истины», 2 серии, режиссёр Витаутас Жалакявичюс — фильм не был закончен, материал сохранился в архиве «Мосфильма».
2000 — «В августе 44-го…», режиссёр Михаил Пташук.

В последние творческие годы он писал большой роман "Жизнь моя, иль ты приснилась мне…", где вновь война без прикрас и первые годы после нее – суровые, горькие, тяжелые.



Владимир Богомолов оставил запись о замысле книги, которая звучит как послание потомкам:

"Задача произведения – задействовать в сознании читателей, что война – величайшая трагедия в жизни страны и поколения, что в любой войне, даже такой, как справедливая Отечественная, впоследствии не окажется абсолютных победителей и побежденных: и те и другие еще десятилетия будут подсчитывать уже не столько боевые потери и разрушения, сколько моральные и нравственные. Достоверно и убедительно показать трагизм служения Отечеству, отобразить основную черту красноармейцев и офицеров в достижении Победы – любовь к своему Отечеству".
В. Богомолов
О замысле книги "Жизнь моя, иль ты приснилась мне..."
Владимир Богомолов был единственным известным писателем, который не был членом Союза писателей СССР. Вступить в него его приглашали самые маститые литераторы того времени. Аргументами для вступления были поликлиника, дома творчества, авансы на новые книги, зарубежные поездки, талоны на покупку автомобиля. От всего этого он отказался. В 1975 и 1985 годах Владимира Богомолова выдвигали на Государственную премию СССР. Но и здесь он ответил отказом.
Титулы, награды
Орден Отечественной войны I степени
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Премии
Лауреат 1997 г. — Всероссийская литературная премия «Сталинград»

Экранизации
1960 — «Иван», режиссёр Эдуард Абалов, сценарист Михаил Папава, «Мосфильм». Фильм не был выпущен в прокат
1962 — «Иваново детство», режиссёр Андрей Тарковский
1967 — «Зося», режиссёр Михаил Богин
Произведения
Рассказы:
1957 — Иван
1959 — Первая любовь
1958 — Первая любовь
 1963 — Сердца моего боль
1963 — Кладбище под Белостоком
 1963 — Второй сорт
1963 — Кругом люди
1963 — Участковый
1963 — Сосед по квартире
1963 — Иду на грозу. Инсценировка по одноименной повести
Д. Гранина.
1963 — Десять лет спустя
1965 — Академик Челышев





1963 — Зося — повесть
1973 — Момент истины (В августе сорок четвёртого...) — роман; др. названия:
«Убиты при задержании», «Возьми их всех!..», «Позывные КАОД»
2003 — «Жизнь моя, иль ты приснилась мне» —
роман в 5-ти книгах
2003 — Срам имут и живые, и мертвые, и Россия - публицистический роман о генерале Власове


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website